Главная страница
О предприятии
Руководство
Сертификаты и лицензии
Патенты
Историческая справка
Хронология
Проекты КБ им. В.М. Мясищева
История в лицах
Акционерам и инвесторам
Виды деятельности
Самолеты
ЭМЗ им. В.М. Мясищева
Пресс-центр
Кадровая и социальная политика
Потребителям услуг
Реализация непрофильных активов
Контакты








Противодействие коррупции
   

     

Мясищев Владимир Михайлович

(28.09.1902 - 14.10.1978)
Авиаконструктор





МЯСИЩЕВ Владимир Михайлович - (15) 28.09.1902 г., г. Ефремов, Тульской области (губернии) - 14.10.1978, похоронен в Москве, Ново-Девичье кладбище.

Мясищев В.М. - советский авиаконструктор, генеральный конструктор (1956 г.), генерал-майор-инженер (1944 г.), Герой Социалистического Труда (1957 г.), Лауреат Ленинской премии (1957 г.), доктор технических наук (1959 г.), профессор (1947 г.), заслуженный деятель науки и техники (1972 г.). После окончания МВТУ им. Баумана (1926 г.) работал в ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского в КБ А.Н. Туполева (бригада В.М. Петлякова), участвовал в создании самолетов ТБ-1, ТБ-3, АНТ-20 "Максим Горький". В 1934 г. Мясищев назначен начальником бригады экспериментальных самолетов. Здесь был создан торпедоносец АНТ-41 (Т-1).

В 1936 г. откомандирован в США на заводы "Дуглас", по возвращении руководил переработкой документации для внедрения в производство лицензионного самолета ДС-3. При постройке самолета на заводе № 84 в Химках был освоен передовой плазово-шаблонный метод, внедренный затем на всех авиационных заводах СССР. Самолет сначала назывался ПС-84, затем после ареста Мясищева в 1938 г. Ли-2. С этого времени работал в ЦКБ-29 НКВД (так называемая "шарага") в отделе так же репрессированного В.М. Петлякова под общим руководством А.Н. Туполева. В ЦКБ-29 В.М. Мясищев самостоятельно разработал первый свой проект - дальний высотный бомбардировщик ДВБ-102. В 1940 г., после освобождения, возглавлял постройку самолета на заводе № 22 в Филях.

С началом войны в 1941 г. коллектив, возглавляемый В.М. Мясищевым, эвакуирован в Омск вместе с ОКБ А.Н. Туполева, Д.Л. Томашевича и др. Здесь в 1942 г. самолет Мясищева поднялся в небо. Это был первый отечественный самолет с герметичными кабинами, дистанционным управлением стрелково-пушечным вооружением, шасси с носовым колесом. За создание ДВБ-102 Мясищев получил благодарность И. Сталина и денежную премию, переданную в Фонд Дальней авиации. В 1943 г. после гибели В.М. Петлякова в авиакатастрофе В.М. Мясищева направляют в Казань на петляковский завод № 22 (эвакуированный из Москвы). Основная задача - восстановить скоростные характеристики серийного пикирующего бомбардировщика Пе-2. В кратчайший срок Мясищев сумел модифицировать Пе-2 и обеспечить увеличение скорости самолета на 50 км/час. Одновременно под его руководством разработано несколько различных модификаций Пе-2 и создан практически новый самолет со скоростью полета равной скорости полета немецких истребителей. Мясищев оставил за самолетом прежнее наименование, добавив лишь букву "И".

В 1945 г. В.М. Мясищева назначают директором и главным конструктором московского завода № 482, казанское КБ становится филиалом. В этот период им созданы высотные бомбардировщики: двухдвигательный ДВБ-102 и четырехмоторные летающие крепости ДВБ-202, ДВБ-302, дальний истребитель сопровождения ДИС. Следующим шагом конструктора становится турбореактивный бомбардировщик РБ-17 с 4-мя двигателями.

В начале 1946 г. КБ В.М. Мясищева закрывают, а самого направляют преподавателем в МАИ им. С. Орджоникидзе, где он становится деканом самолетостроительного факультета и заведующим кафедрой конструкции и проектирования самолетов.

24 марта 1951 г. Мясищев назначается главным конструктором ОКБ-23 в Филях. Здесь ему приходится заново формировать рабочий коллектив конструкторов. Всего через 22 месяца взлетает первый в СССР турбореактивный стратегический бомбардировщик М-4, в 1956 г. - следующий самолет 3М. Одновременно пилоты ОКБ В.М. Мясищева отрабатывают заправку в воздухе "штанга-конус", ставшую в авиации мира основной. В это же время в ОКБ-23 разработан проект трехступенчатой ракетной системы "Буран" (тема 40). На основе "Бурана" В.М. Мясищев создает пилотируемые спутники планеты и проект первого отечественного двухместного крылатого космоплана (тема 48). В 1959 г. взлетает сверхзвуковой стратегический ракетоносец М-50, на основе самолета 3М создается модификация уже ракетоносца 3МД.

В 1960 г. генерального конструктора В.М. Мясищева назначают начальником ЦАГИ, где он формирует новую структуру института. 8 июня 1967 г. Мясищев в последний раз возвращается к конструкторской работе, став Ответственным руководителем Экспериментального машиностроительного завода. Первоначально основной состав созданного ЭМЗ представлял собой ЛИиДБ мясищевского ОКБ-23. За эти годы под руководством В.М. Мясищева создан проект высотного дозвукового самолета М-17 "Стратосфера" (перехватчик дрейфующих аэростатов), модификацией которого станет "высотник" М-55 "Геофизика". В рамках темы "Холод" на ЭМЗ отрабатывается принципиальная схема воздушно-космического самолета. Она то, с включением ЭМЗ в состав НПО "Молния" в 1976 г., и легла в основу аэродинамической схемы будущего "Бурана".

С использованием проверенного самолета 3М, отрабатывается проект транспортировщика, позже названного Владимир Мясищев - транспортный (ВМ-Т "Атлант"). Этот самолет обеспечил запуск ВКС "Буран", доставив на Байконур и носитель "Энергия", и космоплан "Буран". В это же время на ЭМЗ создается герметичный модуль кабины "Бурана" с системами жизнеобеспечения и аварийного покидания (подобной системы на "Шаттле" нет), проводятся летные испытания БТС - аналога ВКС "Буран" с дополнительными двигателями.

На мясищевских самолетах М-4 и 3М установлено 19 мировых рекордов, на самолетах М-17 и М-55 соответственно 25 и 16 мировых рекордов. В.М. Мясищев награжден 3 орденами Ленина (1945, 1957, 1962 г.г.), орденом Суворова II степени (1944 г.), орденом Октябрьской революции (1971 г.) и медалями.

В 1981 г. имя В.М. Мясищева присвоено ЭМЗ.

В городах: Москва, Ефремов, Жуковский, есть улицы, названные именем В.М. Мясищева.



 
О компании     :     Услуги     :     Контакты     :     Вакансии